Кафедра философии
Rambler's Top100
Физтех-ПорталФорум
  Разделы сайта

 Содержание раздела

Теория социокультурных общностей

Новость"Духовное" и "политическое" ядра "локальной цивилизации" и их столкновение в истории России

Липкин, А. И. «Духовное» и «политическое» «ядра» «локальной цивилизации» и их столкновение в истории России: препринт WP17/2012/01 [Текст] / А. И. Липкин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 68 с. – 50 экз.

НовостьК ВОПРОСУ О ПОНЯТИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО ЯДРА (Вестник российской нации, 2012, № 4 – 5, с. 155-176)

Аннотация: В статье понятие «национальной общности» рассматривается в рамках системы понятий, в которую входят понятия цивилизационной, субцивилизационной, этнической, коллективистской и индивидуализированных общностей, регионального, локального и национального государства. В последнем различаются три составляющие: локальное государство, политическая и культурная общности.

НовостьСоциокультурные аспекты глобализации и проблема полицивилизационной мультикультурности (Партнерство цивилизаций №4/2012, с. 81-93)

В статье вводится различение между внутризападной моноцивилизационной "мультикультурностью 1" 1970-80 гг и полицивилизационной "мультикультурностью 2" 2000-х гг. Подчеркивается принципиальное различие между коммунитаризмом первой и коллективизмом второй. Указывается связь между проблемами и вызовами "мультикультурности 2" и процессом глобализации

НовостьРоссия между несовременными «приказными» институтами и современной демократической культурой (Опубликовано в "Мир России" 2012 (4))

Процесс трансформации, в который Россия вошла в конце XX в., актуализировал вопросы: «кто мы: нация или цивилизация?», «как соединить и осмыслить досоветскую, советскую и постсоветскую части нашей истории?», «что мы хотим?», «что мы можем?», «на что в нашем прошлом можно и стоит опереться?», «принадлежим ли мы Европе или у нас “особый путь”?», «как соединить и осмыслить досоветскую, советскую и постсовет- скую части нашей истории?», «какая модернизация нам нужна и насколько неразрывно она связана с вестернизацией?». Для того чтобы ответить на эти вопросы, нам потребуется система понятий, включающая понятия «локальной цивилизации», «субцивилизации», «приказной институ- циональный принцип» и ряд других. Тогда можно будет понять цикличность российской истории, возможна ли для России альтернатива демократии западного типа («третий путь») и почему в истории России равнопопулярны утверждения, что «Россия – это евро- пейская страна» и «Россия – это не Европа».

НовостьЛипкин А.И. "Духовное ядро цивилизационной общности"

Вводится понятие «цивилизационных общностей», границы которых определяются ареалом беспроблемного понимания их базовых смыслов и идеалов, называемых «духовным ядром» цивилизационной общности. В этом «духовном ядре» выделяются три противостоящих друг другу комплекса светских смыслов и идеалов, условно называемых «рыцырским», «бюргерским» и «крестьянским», которые, наряду с комплексом «государственной власти» определяют специфику культурного и социально-политического развития внутри данной цивилизационной общности. Этот процесс прослеживается на истории Зап. Европы и России от средневековья до XX в. (Опубликовано в сб. Синтез цивилизации и культуры. Международный альманах. Вып.2. (ИНИОН РАН, Институт Европы РАН, Центр межцивилизационных исследований) М. 2004 с. 310-340.)

НовостьЛипкин А.И. выдержки из брошюры "Духовный кризис и национальное возрождение"

Публикуются первые четыре главы философского очерка (Липкин А.И. "Духовный кризис и национальное возрождение (Попытка культурно-исторического анализа). Философский очерк." Н.Н.,1993.) в котором предпринята попытка выработки системы понятий, позволяющих анализировать такие явления как "духовный кризис общества", "национальное возрождение", "религиозное возрождение", такие проблемы как цивилизационное и национальное самоопределение индивида. Эти главы предназначены для всех интересующихся вопросами философии истории, этики, проблемами национального и религиозного возрождения и духовного кризиса общества.

НовостьЛипкин А.И. "Российская самодержавная система правления"

Данная работа – продолжение сравнительного культурологического анализа западноевропейской, российской и североамериканской цивилизационных общностей с одной стороны, и древних цивилизаций Средиземноморья – с другой. (Опубликовано в Журнале ПОЛИС (Политические Исследования) 2007 (3), с. 39-51)

НовостьЛипкин А.И. Прав ли Р.Пайпс?

Два взгляда на Октябрьскую революцию, ее истоки и смыслы. (опубликовано в: Альманах "Вызовы XXI века". Вып. 3. М.: Институт Европы и Институт экономики РАН, 2007. С. 264-276)

НовостьЛипкин А.И. РОССИЯ И ЕВРОПА. ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Опубликовано в сб.: РОССИЯ И ЕВРОПА: ВОПРОСЫ ИДЕНТИЧНОСТИ (М., Институт Европы РАН, 2008, с. 103-113)

НовостьЛипкин А.И. О месте шестидесятников и "оттепели" в истории России
НовостьЛипкин А.И. К эволюции мультикультурных сообществ (межцивилизационные аспекты в условиях глобализации)

Доклады Института Европы РАН № 269. От рисков нестабильности к устойчивому развитию. Часть II. Дилеммы мультикультурализма и национализма. М., 2011. c. 7-23

 Свежие комментарии
2. КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА (история новоевропейской науки ХVII век – начало ХХ века
Глава II Части четвертой. "От феноменологии к экзистенциализму и герменевтике"
Экзамен по философии для поступления в аспирантуру МФТИ
Список вопросов для зачета по философии для студентов посещающих курс А.А. Фурсова
Сотрудники кафедры философии и учебно-методической лаборатории факультета гуманитарных наук
Глава V. "Сознание"
Храмов О.С. "О волшебстве"
ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ
Расписание занятий по философии для студентов МФТИ V курса на 2013-2014 учебный год
Общая информация по базовым курсам