Кафедра философии
Rambler's Top100
Физтех-ПорталФорум
  Разделы сайта

 Материалы сервера
Версия для печати

2. КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА (история новоевропейской науки ХVII век – начало ХХ века


Проф. ПЕЧЕНКИН А.А.

Классическая наука

(история новоевропейской науки, Х VII век – начало ХХ века)

Программа курса для аспирантов по истории и философии науки

 

1) Цели изучения дисциплины. Цель: дать студентам представление о генезисе современного естествознания и математики, уделяя основное внимание основаниям научного знания.

Задачи учебного курса :

1)      объяснить место истории науки в  системе современных научных дисциплин;

2)      дать представление об основных этапах исторической эволюции естествознания и математики;

3)      дать представление об историографии истории науки, объяснить основные историографические концепции генезиса новоевропейского естествознания;

4)      показать роль философских идей в генезисе оснований естествознания.

2) Содержание дисциплины

1. Разделы курса

1) Историография генезиса новоевропейской науки. Введение. Предмет истории науки.

Тема 1. Просвещенческая концепция.

Тема 2. Марксистская концепция.

Тема 3. Протестантско-этическая концепция.

Тема 4. Магико-герметическая концепция. 

2) Программы физико-математического естествознания.

Тема 1. Коперник, Кеплер, Галилей.

Тема 2.Декартовская программа: Декарт и Гюйгенс.

Тема 3. Ньютоновская программа.

Тема 4. Программа Лейбница.

Тема 5. Торжество ньютонианского естествознания (вторая половина ХVIII века).

Тема 6. Проблема обоснования науки во второй половине ХIХ века.

Тема 7. Декартовская, ньютоновская и лейбницевская программы во второй половине ХIХ века и в начале ХХ века.

Тема 8. Эволюция научных понятий в их историческом развитии и философском значении.

 

2. Темы и их краткое содержание.

Раздел 1. Историография генезиса новоевропейской науки.

Введение. Предмет истории науки. Соотношение истории науки и философии науки; история науки и гражданская история, история и историография.

Тема 1. Просвещенческая концепция. Просвещенческая концепция как самая распространенная, акцентировка проблемы «наука- религия», научная революция ХVI–ХVII веков, кумулятивистский рост знания.

Тема 2. Марксистская концепция.Философские идеи Б. Гессена и Дж. Бернала, роль производительных сил и классовой борьбы в развитии науки.

Тема 3. Протестантско-этическая концепция. Работы Р. Мертона и его последователей и критиков о становлении науки и техники в Англии. Протестантская и пуританская этика.

Тема 4. Магико-герметическая концепция. Работы Ф. Йетс. Магия и герметизм в 16 и 17 вв. Джордано Бруно.

  

Раздел 2. Программы физико-математического естествознания.

Тема 1. Коперник, Кеплер, Галилей.

Гелиоцентрическая система мира, ее предпосылки и импликации. Орбиты, эксцентры  и эпициклы. Законы Кеплера. Идея всемирного тяготения. Физика Галилея, ее диалог со схоластикой и практицизмом. Принцип относительности.

Тема 2. Декартовская программа: Декарт и Гюйгенс.

Физика и метафизика Декарта. Геометро-кинематический подход. Гипотезы трех элементов и вихрей. Механика Гюйгенса, его теория удара, вывод формулы центробежной силы.

Тема 3. Ньютоновская программа.

«Математические начала натуральной философии» Ньютона. Структура, основные понятия и положения. Критика Декарта. Богословие Ньютона.

Тема 4. Программа Лейбница. Метафизика Лейбница. Монадология. Множественность миров. Соотношение математики и физики. Живая сила. Принцип наименьшего действия. Л. Эйлер и П. Мопертюи. Полемика Лейбница с Ньютоном.

Тема 5. Торжество ньютонианского естествознания (вторая половина ХVIII века).

Развитие механики: Эйлер, Даламбер, Лагранж. Возникновение аналитической механики. Аналоги закона всемирного тяготения в теории электричества, магнетизма и в учении о химическом сродстве.

Тема 6. Проблема обоснования науки во второй половине ХIХ века.

Концептуальные проблемы ньютоновской механики. Немеханические области физики. Механицизм. Работы по обоснованию науки.

Тема 7. Декартовская, ньютоновская и лейбницевская программы во второй половине ХIХ века и в начале ХХ века.

Э. Мах и его «Механика». Механика Герца. Энергетическое мировоззрение: Г. Гельмгольц, В. Оствальд.

Тема 8. Понятия пространства, времени, массы, силы, энергии в их историческом развитии и философском значении. Проблема эволюции понятий в философской литературе.

 

3) Требования к уровню освоения курса «Классическая наука»

Требования к уровню освоения содержания учебного курса.

Знание основных этапов исторического развития науки (имена ученых, даты, суть некоторых фундаментальных концепций естествознания и математики), умение анализировать естественнонаучные предпосылки ряда важнейших философских концепций, представление об истории науки как о научной дисциплине, знание основных историографических концепций.

 

4) Учебно-методическое обеспечение курса
 

а. Рекомендуемая литература

1)      Бернал Д. Наука в истории общества. – М., 1956.

2)      Визгин В.П. Религия – наука – эзотерическая традиция: инверсия соотношения // Философия науки в историческом контексте. – Санкт-Петербург, 2003. С. 13–46.

3)      Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (17–18 века). М.: Наука, 1987.

4)      Гессен Б.М. Социально-экономические корни механики Ньютона. – М., Л.: Гос. технико-теоретич. изд., 1933.

5)      Джеммер М. Понятие массы. – М., 1972 (имеется переиздание).

6)      Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. – М., 2001.

7)      Йейтс Ф. Розенкрейцерское просвещение. – М., 1999.

8)      Кедров Б.М. День одного великого открытия / Ред. Д.Н. Трифонов. Вступит. статья В.А. Лекторского и В.Н. Садовского. Послесловие Д.Н. Трифонова. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

9)      Койре А. Очерки истории философской мысли. – М., 1985.

10)  Косарева Л.М. Рождение науки нового времени из духа культуры. – М.,. 1997.

11)  Кузнецова Н.И. Социокультурные проблемы формирования науки в России (Х – середина ХХ вв.). – М.: УРСС, 1999.

12)  Кун Т. Структура научных революций. – М.: «Прогресс», 1975 (и последующие издания).

13)  Мах Э. Механика. Историко-критический очерк ее развития. / Пер 6-го исправленного издания Г.Я. Котляра. – Ижевск: Изд. «Регулярная и хаотическая динамика», 2000.

14)  Маркова Л.А. Наука: история и историография. – M.: Наука, 1987.

15)  Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.2. Вера, творчество, образование. – М., Прогресс-культура, 1994, с. 207–469.

16)  Погребысский И.Б. От Лагранжа к Эйнштейну. – М., 1996.

17)  Сапрыкин Д.А. Regnum Hominis (Имперский проект Френсиса Бэкона). – М.: Изд. Индрик, 2001.

18)  Сокулер З.А. Знание и власть: наука в обществе модерна. – Изд. Русского Христианского гум. Ин-та, 2001, с. 35–170.

19)  Стройк Д. Краткий очерк истории математики. – М., 1963, 1969 (и последующие издания).

 

Дополнительная литература (по разделу историография)

 

  1. Гинзбург В.Л. О физике и астрофизике. – М.: Наука, 1985. Имеются переиздания.
  2. Овчинников Н.Ф. Понятия массы и энергии в их историческом развитии и философском значении. – М.: Наука, 1957.
  3. Merton R.K. Science, technology, and society in seventeenth centuryEngland. “Osiris”.Bruges, 1938. Vol.4.
  4. Merton R. The sociology of science. Chicago–London. 1973.
  5. Mulligan L. Puritans and English science: A critique of Webster. Isis, 1980. Vol.71, No.: 258.
  6. Science in context. Vol. 1, 1987, No.: 1.
  7. (Ed. by Stimson) Sarton on the history of science. Essays. Cambridge (Mass.) Harvard University Press. 1962.
  8. Webster Ch. The great instauration: science, medicine and reform, 1626-1660. N.Y.: Holmes& Heler, 1976.  
  9. Yates F. Jiordano Bruno and the Hermetic tradition. Cxhicago, 1967 (есть русский перевод).
  10. Yates F. The Rosicrucian Enlightenment. London: Routledge. 1972 (есть русский перевод).
  11. Yates F.A. The occult philosophy in the Elizabethan age. London, 1979.

 

Б) методические рекомендации по использованию информационных технологий

 

Учебника, соответствующего курсу «Классическая наука», в интернете нет.

Краткие биографии крупных ученых, а также информацию о некоторых значительных событиях в развитии науки можно найти в электронной энциклопедии wikipedia.

Пример статьи из этой энциклопедии:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8

 

По истории античной науки

см.: http://www.athenai.ru/txt/rojansky.htm

Книга Мертона «Наука, технология и общество в Англии 17 в.» на русский язык не переводилась. На английском ее можно найти в электронной библиотеке JSTOR.

links.jstor.org/sici?sici=0031-8248(197403)41%3A1%3C89%3ASTASIS%3E2.O.CO%3B2-P

Критика этой работы: www.nature.com/nature/journal/v315/n6016/abs/315185a0.html

Биография Роберта Мертона: dor.hbs.edu/fi-redirect.jhtml?faclnfo=bio&facEmld=rmerton-232k-

 

О методологии истории науки :

http://www.philosophy.ru/iphras/library/wvizg.html

Об организации отечественной науки :

http://russcience.euro.ru/papers/ogur99h.htm

О взаимосвязи науки и техники :

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Zapar/03.php

Книжка Б.М.Гессена о социально-экономических корнях механики Ньютона выложена на сайте:

http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/hessen.pdf

 

 

4) Формы итогового, текущего и промежуточного контроля

а) контрольные работы как форма промежуточного контроля: задачи и задания, тесты

а)Перечень примерных контрольных вопросов и заданий.

 

Раздел 1.

1) Соотношение истории науки и историографии;

2) Историография и философия науки.

3) Согласны ли Вы с тезисом «история науки без философии науки слепа, философия науки без истории науки пуста»?

4) Чем марксистская концепция отличается от просвещенческой?

5) Почему для Мертона решающим оказалось участие в научной работе  протестантов, а не католиков?

6) Что связывает науку и магию по Йейтс?

 

Раздел 2.

1) Сопоставить три теории падения тел: аристотелевскую, декартовскую и ньютоновскую.

2) В чем суть спора между Бойлем и Спинозой о составе селитры? 

3) Почему Лейбниц считал 3+2=5 истинной разума?

4) Что имел в виду Ньютон, заявляя «гипотез не измышляю»?

5) Каковы физические предпосылки «любимых примеров» Канта – «тела тяжелы» и «тела протяженны»?

6) В чем сходились Ньютон и Лейбниц, критикуя Декарта?

7) Почему Ньютон считал, что декартовская физика – это путь к атеизму?

8) Был ли Мах ньютонианцем?

9) Был ли Менделеев механицистом?

 

б) Примерная тематика рефератов.

1)     Р. Мертон о новоевропейской науке.

2)     Р. Мертон и М. Вебер.

3)     Книга Йейтс о Джордано Бруно.

4)     Метафизика и физика Декарта.

5)     Исследовательские программы Декарта, Ньютона и Лейбница.

6)     Понятия абсолютного пространства и времени у Ньютона и их критика Махом.

7)     Полемика Лейбница и Кларка.

8)     Алхимия Ньютона.

9)     Альтернативные тенденции в развитии наук.

10)    Книга Б.М. Кедрова «День одного великого открытия».

11)  «Математические начала натуральной философии» И. Ньютона: структура, основные проблемы

12)  Понятия пространства и времени у Декарта, Ньютона и Лейбница.

13)  Эволюция понятий силы и массы в классической физике.

14)  Понятия силы и энергии в классической науке.

15)  Математические основания физики у Декарта, Ньютона и Лейбница.

16)  Формирование аналитической механики.

17)  Проблема оснований науки в «Механике» Э. Маха.

 

3.Примерный перечень вопросов к экзамену.

1)  История науки как научная дисциплина.

2)  История науки и историография.

3)  Физика и метафизика Декарта.

4)  Гюйгенс как неортодоксальный картезианец. Картезианские основания формулы центробежной силы.

5)      «Математические начала» Ньютона. Физика и теология. Критика картезианской физики Ньютоном.

6)      Физика Лейбница. Вариационные принципы. Реляционная концепция пространства и времени.

7)      Ньютонианское естествознание ХVIII века.

8)      Кризис метафизики и ньютонианская физика. Механика Лагранжа. Развитие аналитической механики. Генезис немеханических областей физики.

9)      Проблема оснований физики во второй половине ХIХ века. Махизм. Принцип наблюдаемости. «Событийная методология». Махизм как методология неклассической физики.

10)  История науки и образования в России. Наука и образование в допетровской Руси. Учреждение Санкт-Петербургской Академии наук и Московского университета.

11)  Просвещенческая концепция становления науки нового времени.

12)  Марксистская историографическая концепция.

13)  Протестантско-этическая концепция возникновения новоевропейской науки.

14)  Магико-герметическая историография истории науки.

15)  Основные тенденции в развитии научных понятий.

16)  Философское значение понятий пространства, времени, энергии, массы, силы.

Назад:
1. ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ (на материале теоретической физики 19-20 вв)
Далее:
3. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ФИЗИКИ

наверх | на главную
 Discuss it
Add your comment
Author
Subject
Message
  • Нету (Нету [mm-192-114-123-178.gomel.dynamic.pppoe.byfly.by / 178.123.114.192], 20.03.2017 18:47:11) #
    У нас Вы можете заказать как средства для похудения, так и биодобавки для спортсменов, косметические средства и пр. Полная линейка продуктов Гербалайф, представленная в нашем каталоге, разделена на два блока: товары, предназначенные для питания, и товары для красоты. Наш сайт http://herbal7.ru/ ....