Кафедра философии
Rambler's Top100
Физтех-ПорталФорум
  Разделы сайта

 Материалы сервера
Версия для печати

Список экзаменационных вопросов по философии для студентов V курса ФИВТ


 

Д.ф.н. ЛИПКИН А.И.

 

Экзаменационные вопросы для студентов V курса ФИВТ

(2012–2013 учебный год)

 (1-е вопросы)

1)Три формы отношений индивида и общества (коллективизм, эгоцентризм, личность) на материале античности? Отличие мировой и «государственной» религий? (http://philosophy.mipt.ru/publications/works/lipkin/civilization/crisis_renascence/ )

2) Этико-политические учения эпохи Просвещения ("естественное состояние" индивида и "общественный договор"): Т. Гоббс ("Левиафан"), Дж. Локк , Ж.Ж. Руссо (по Расселу http://www.philosophy.ru/library/russell/01/00.html )?

3)Утилитаризм и Этика долга Канта?

4)Либерализм и неолиберализм, "теория справедливости", понятия отрицательной и положительной свободы (http://kant.narod.ru/rawls.htm )?

5)Социализм: "за" (западный марксизм 20 в. и новые левые) и "против" (Поппер, Хайек)?

6) Средневековые реалисты и номиналисты.

7) Фр. Бэкон – отец английского эмпиризма. Основные моменты его эмпирической философии ("призраки", метод индукции). Теория познания Гоббса .

8) Рождение науки Нового времени (Коперник и Галилей). Г. Галилей, Бэкон и естественная наука Нового времени.

9) Основные положения рационализма Р. Декарта . Декартовское решение проблемы связи теории и реальности.

10) Проблема субстанции у Спинозы и Лейбница ([Б.Рассел: http://www.philosophy.ru/library/russell/01/00.html ]).

11) Основные положения эмпиризма Дж. Локка и его противостояние Р. Декарту .

12) Раздвоение эмпиризма на моносубстанциональные материалистическую (Дидро и Ламетри) и идеалистическую (Беркли ) линии.

13) Д. Юм - учение о познании и причинности

14) И. Кант и его вариант решения споров между рационализмом и эмпиризмом и между материализмом и идеализмом (понятия: "вещь в себе" и "явление"; "априорные формы ...", "синтетическое" и "аналитическое" суждения).

15) Основные положения этики и эстетики И. Канта .

16) Немецкая классическая философия (Фихте, Шеллинг )*.

17) Немецкая классическая философия (Гегель(ФЭС; Вл.Соловьев "Гегель"// ЭС Брокгауза и Ефрона") ).

 

(2-е вопросы)

1) Позитивизм Конта, эволюционизм Спенсера, утилитарианизм Милля.

2) 2-й позитивизм (Мах, Пуанкаре). Конструктивизм и реализм.

3) Американский прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс).

4) Aналитическая философия (Витгенштейн и Рассел).

5) Неопозитивизм : Венский кружок(принцип верификации, "язык наблюдения" и его  эволюция).

6) Постпозитивизм Поппера (проблемы "демаркации", "теоретической нагруженности" эмпирических утверждений, критика эмпирической индукции, принцип фальсификации, проблема истины, 3 мира).

7) Историческая  критика и постпозитивизм Куна (тезис о "несоизмеримости теорий", парадигма и сообщество, "нормальная" и "аномальная" науки) и Лакатоса ("решающий эксперимент", исследовательская программа, "жесткое ядро", "защитный пояс").

8) Философия Маркса и ее место  в  истории  Новейшего времени (основные понятия истмата: понятия общественно-экономических формаций, производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки; основные законы диамата; франкфуртская школа).

9) Проблема "свободы воли" у С. Кьеркегора ("эстетик",  "этик" и "рыцарь веры")*.

10) Философия жизни  (Шопенгауэр  и Ницше )*.

11) Немецкий  экзистенциализм.  "Философия  веры" и "осевое время" К. Ясперса *.

12) Французский экзистенциализм (Сартр, Камю)*.

13) Основные этапы развития русской философии. Религиозная философия "серебряного века" (В.Соловьев, Н.Бердяев)*

14) Феноменология Гуссерля и ее продолжение у Хайдеггера*.

15) Герменевтика Хайдеггера и Гадамера* .

16) Структурализм и постструктурализм , Основные характеристики постмодернизма*.

Назад:
Список экзаменационных вопросов по философии для студентов V курса ФПФЭ
Далее:
Студентам ФМБФ и ФАЛТ по вопросу получения списка вопросов - просьба - обращаться к своим преподавателям или на кафедру философии МФТИ

наверх | на главную
 Discuss it
Add your comment
Author
Subject
Message
  • Вопрос II.7 некорректен (Дмитрий Елисов [93.175.17.214], 01.06.2013 12:45:48) #
    Прошу обратить внимание на вопрос 7) Историческая критика и постпозитивизм Куна (тезис о "несоизмеримости теорий", парадигма и сообщество, "нормальная" и "аномальная" науки) и Лакатоса ("решающий эксперимент", исследовательская программа, "жесткое ядро", "защитный пояс"). Аркадий Исакович сказал, что термниа "решающий эксперимент" нет, есть термин "прогрессивный сдвиг". Просьба автору этой страницы не вводить студентов в заблуждение и публиковать вопросы в соответствии с нашей программой!
    • Вопрос II.7 некорректен (Дмитрий Елисов [Qw1H4X0r.campus.mipt.ru / 93.175.0.120], 02.06.2013 21:07:44) #
      Перегнул палку в прошлом сообщении, но думаю, что все поняли, что я имел в виду :) Решающий эксперимент отрицается всеми подряд, и поэтому его можно даже не упоминать. А вот про прогрессивный сдвиг надо рассказать, хоть он и не упомянут в вопросе