А.И.Липкин

О философии науки в США

(впечатления от поездки в январе-июне 2003 г. в Центр философии и истории науки при Бостонском университете)

В США существует научное сообщество философов науки, которое насчитывает, по-видимому, несколько тысяч человек. Там издаются и довольно хорошо покупаются книги по философии науки (не только внутри сообщества). Основой этого являются, как характерный для истории США 19-20 вв. общественный интерес к науке, так и преподавание соответствующих курсов в университетах в течении нескольких десятков лет. Хотя пик интереса относится, по-видимому к 1970-80 гг.

Есть там Центры философии и истории науки. Я был в двух: при Бостонском и при Питтсбургском университетах. Основная их форма деятельности: 1)предоставление возможности работать приезжим аспирантам и “стажерам”, что обеспечено наличием хорошей библиотеки и крупными учеными, работающими в этой области; 2) проведение конференций и семинаров (5 – 10 в год).

Теперь о содержании курсов по философии науки, исходя из 3-х текстов:

Питтсбургского ”Введения в филоофию науки”, читаемого в Бостонском ун-те курса Алисы Бокулич по философии науки, и рекомендуемого в Бостонском ун-те “Философия науки. Центральные проблемы

Из этого я выделил следующие темы:

I. Бостонский ун-т курс Алисы Бокулич,

  1. Индукция и фальсификация (К.Поппер)
  2. Тезис Дюгема-Куайна и неопределенность теорий: сторонники и противники (Критика фальсикационизма) (=PS)
  3. “Структура научных революций Т.Куна. Сторонники и противники (рац-ть, объект-ть и ценн-ти в науке (PS))
  4. Реализм и история науки
  5. Реализм и ненаблюдаемые сущности
  6. Реализм и эксперимент
  7. Структурный реализм
  8. Редукционизм и единство науки (сторонники и противники)
  9. Феминистич перспективы on Sci
  10. + “Философия науки. Центральные проблемы

  11. Наука и псевдонаука
  12. Индукция, предсказание и подтв-е (evidence)
  13. Приближение Байеса
  14. Модели объяснения
  15. Законы природы
  16. Редукция теорий
  17. Эмпиризм и научный реализм

+ ”Введения в филоофию науки” (Питтсбург)

17 Научное объяснение

18 Подтверждение научных гипотез

19 Реализм и природа теорий

20 Изменения в науке

21 Философия пространства и времени

22 Детерминизм в физике

23. Философия биологии

24. Философия медицины

25. Философия психологии

26. Человекоподобная эпистемология: вычисления, искусственный интеллект и фил-я науки

27. Философия социальных наук

К этому можно добавить набор типичных для философии науки вопросов с точки зрения авторов “”Введения в филоофию науки”” (Питтсбург):

В чем цели науки?

Какова роль наблюдения и эксперимента в получении научн знания?

Как ученые подтверждают свои утверждения? Что такое научное доказательство?

(Что такое научный закон?)

Сущ-ют ли методы научного открытия?

Как научное знание прогрессирует (advance) и растет?

Как историч и культ обст-ва влияют на сод-е и кач-во такой работы?

Разрабатывает ли или требует ли наука специального языка?

Имеют ли отрасли науки свои собственные или общие методы и формы объяснения (методологию)?

Как физика, биол-я, соц науки отл-ся друг от друга?

(Могут ли одни науки редуцир-ся к др)?

Еще одно общее впечатление. На американскую философию науки и социологию очень сильное влияние оказал позитивизм, занимавший у них то место, которое у нас занимал марксизм. Впрочем в социологии у них марксизм силен до сих пор (Гарвард), как и прямолинейные левые настроения, особенно в среде студенчества.

Мне представляется, что было бы интересно обсудить полноту выделенного спектра тем и проблем, а также сравнить его с обсуждаемым в нашей философии науки, с одной стороны, и в новой программе для аспирантов – с другой.