Кафедра философии
Rambler's Top100
Физтех-ПорталФорум
  Разделы сайта

 Материалы сервера
Версия для печати

Сотрудники кафедры философии и учебно-методической лаборатории факультета гуманитарных наук


 

Сотрудники кафедры:

Визгин Владимир Павлович (проф., д.физ.-мат.н.);

Костин Антон Александрович (ст.преп., к.филос.н.);

Коцюба Вячеслав Иванович (доц., к.филос.н.);

Лаврова Алла Анатольевна (доц., к.филос.н.);

Липкин Аркадий Исаакович (проф., д.филос.н., к.физ.-мат.н.);

Лупандин Иван Владимирович (доц., к.филос.н.);

Наделяева Екатерина Павловна (доц., к.филос.н.);

Печенкин Александр Александрович (проф., д.филос.н.);

Самойлова Ольга Геннадиевна (ст. преп., к.филос.н.);

Сейфуллина Галия Зорэвна (доц., к.филос.н.);

Сербиненко Вячеслав Владимирович (проф., д.филос.н.);

Семенов Юрий Иванович (проф., д.историч.н.);

Скворчевский Константин Анатольевич (доц., д.техн.н., к.филос.н.);

Сокулер Зинаида Александровна (проф., д.филос.наук);

Стрелков Владимир Игоревич (доц., к.филос.н.);

Тихеев Юрий Борисович (доц., к.филос.н.);

Фурсов Александр Андреевич (ст.преп.);

Храмов Олег Станиславович (ст.преп.);

Эрекаев Валентин Данилович (Доц., к.филос.н.);

 

Учебно-методическая лаборатория факультета гуманитарных наук:

Заведующая лабораторией – Костелева Мария Викторовна.

Сотрудники:

Сотскова Анжелика Александровна;

Тимохина Ирина Вячеславовна;

Быкова Ольга Васильевна. 

 

 

Назад:
О кафедре

наверх | на главную
 Discuss it
Add your comment
Author
Subject
Message
  • жаль (Ихтик [62.133.164.4], 26.04.2004 23:12:36) #
    что ни у кого мыла нет
    • Вопрос (Алферов С.А. asa@tlt.ru [217.113.112.17], 01.07.2004 14:05:22) #
      Здравствуйте. Будьте любезны, сообщите e-mail Вашего коллеги Семенова Ю.И. Адрес необходим для передачи приглашения и материалов Интернет-конференции. Спасибо, Алферов С.А.
      • Вопрос (Игнатенко Марина, mig@npopm.ru [62.33.243.65], 08.02.2005 11:56:28) #
        Здравствуйте. Пришлите,пожалуйста,адрес е-mail Илларионова С. Когда я училась на физтехе, он работал на кафедре философии (перешел с кафедры теор. физики).Очень нужно!
        • о научной философии (Павел [81.211.38.202], 10.04.2005 22:52:58) #
          У меня предложение обсудить следующее: возможность преподавания элементов научной философии параллельно курсам общей физики и математики. Не секрет, что от философии на старших курсах (4, 5 курс) плюется большинство студентов. Это происходит потому что: 1) на старших курсах наиболее востребованы узко-специальные дисциплины, 2) многие уже работают и тратить время на то, что в работе не пригодится, мало кто желает, 3) на курсах философии знакомят в основном не с последними передовыми научно-философскими идеями, а с историей общей философии. В то же время ощущается нехватка разъяснения многих проблем физики и математики на философском уровне. Это прежде всего: понятие доказательства и гипотезы в точных науках, интуитивный смысл квантовой физики и теории относительности, неполнота языковой терминологии, место и роль компьютерного эксперимента и т.д. Поскольку с этими вопросами сталкиваются уже с первого курса, то и освещать их надо тоже с первого курса параллельно физмат. материалу. Историю философии по существу можно и не проходить. Ведь не учим же мы историю физики!!! Особенно хотелось бы услышать мнение самих преподавателей кафедры философии (о факультете говорить пока, считаю, рановато). Предвижу, что возникнут возражения следующего типа: на младших курсах итак нет времени, а еще это вводить; 2)программы изучения философии согласованы наверху и не нам их менять, 3) классический принцип изучения - от простого к сложному, т.е. от истории философии постепенно к ее современным проблемам. У меня есть что ответить на это: по 1п. - вводить эти курсы нужно ВМЕСТО истории на первом курсе или там культурологии ( отодвигая последние к доп. курсам, как менее важным на ФИЗТЕХе); по 2п. и 3п. - инициатива всегда была наказуема, но ФИЗТЕХ создавался как раз вопреки классическим программам. Если Вы, преподаватели, работаете на ФИЗТЕХе и получаете за это копейки, то неужели вы работаете ради денег?! Конечно, ради интереса! Ну так творите, пробуйте! И не забывайте, то, что интересно вам, должно быть интересно физтехам, т.е. людям увлеченным точ. науками в первую очередь. Как не обидно, но на ФИЗТЕХе философия не основной предмет, она лишь служанка физики и математики.
          • О "научной" философии (Лупандин [83.237.35.207], 20.08.2005 09:51:45) #
            Прочитав сообщение Павла от 10.04.2005, хочу обратить внимание, что "понятие доказательства и гипотезы" исследовались уже древнегреческими философами, в частности, Аристотелем. Если мы, как советует Павел, прекратим изучать историю философии, то начнем изобретать велосипеды.
            • Re: О "научной" философии (Mick [213.152.157.66], 21.08.2005 00:06:44) #
              Да, но даже у того же Аристотеля были ошибки и в количествах. От его понимания физики, насколько я понимаю, уже ничего в современных представлениях не осталось. И в курсе физики о них упоминают, но не более того. IMHO, углубляться в историю того, как древние изобретали колесо - пустая трата времени.
              • О научной философии (Лупандин [83.237.35.91], 01.09.2005 09:42:09) #
                Да, многие суждения Аристотеля оказались неверны. Но речь идет не о конкретных результатах, а о методе достижения истины и отделения истины от лжи. ХХ век, при всем моем уважении к нему, с этой задачей не справился (Сталин, Гитлер и т.п.). Значит, рано списывать Аристотеля в архив.
                • о научной философии (Павел [83.102.168.34], 26.09.2005 17:39:28) #
                  Раз уж в форуме отвечают на мои предложения спустя год, то рискну ответить на последние реплики спустя месяц...Даже если и исследовалась уже одна из тем Аристотелем, а именно, "понятия доказательства и гипотезы", то это не значит, что изучать надо именно Аристотелевский взгляд на данную проблему. Наверное, имеет смысл изучать мнения разных авторов и , желательно, сегодняшнего дня. Я-то имел ввиду просто, что надо увязать и подчинить курс философии курсами "главных ее потребителей" на Физтехе: физике и математике. Так что господин Лупандин - я не в коей мере не собираюсь изобретать велосипед! Вообще не претендую на открытия в области философии! Я только за то, чтобы студенческое время использовать более рационально! И еще посетую - К сожалению, обсуждение этих предложений с Липкиным (преподаватель кафедры философии) началось, да не заладилась только по причине того, что ему не удобно общаться по электронной почте. Устный разговор у нас не мог состоятся, т.к. живу в Жуковском и в Долгопрудном бываю очень редко. Жаль, что ничего из моей затеи не вышло... Да и интереса в форуме что то не видать. Видимо всех устраивает нынешнее положение дел...
                  • о научной философии (A.Lipkin [194.226.55.78], 01.10.2005 22:47:37) #
                    Павел, я же Вам дал свои координаты, но Вы не откликнулись, даже не позвонили. Из чего я решил, что никаких серьезных намерений у Вас нет. Из того, что Вас никто не поддержал, следует, что это только Ваше личное пожелание. с которым Ваши сокурсники не солидарны. ПОэтому пока речь идет о Вас лично. Если Вы хотите начать прямо с современных проблем философии науки, то назовите их, а то наши мнения могут не совпасть. Про квантовую механику и теорию относительности мой ответ Вы можете найти в моей киге "Основания современного естествознания. модельный взгляд на физику, синергетику, химию" (М.,2001)или в доступных в интернете статьях Клышко Д.Н., Липкин А.И. "О "коллапсе волновой функции", "квантовой теории измерений" и "непонимаемости" квантовой механики". Электронный журнал "Исследовано в России", 53, стр 736-785, 2000 г. http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2000/053.pdf и Lipkine A. I. The ‘Primary Ideal Object’ Model Of Physics And Implications For Models Of Space-Time, The ‘Physical Vacuum’, And The ‘Big Bang’ // Fundamental Problems of High Energy Physics and Field Theory. Proceedings of the XXIII Workshop on the Fundamental Problems of High Energy Physics and Field Theory (Protvino, June 21-23, 2000); Protvino, 2000, p.293-303 (http://www.ihep.su/hepft). На базе того, что там написано, можно было бы поговорить и о других названных Вами проблемах. Но без личных встреч это вряд ли будет продуктивным. Еще можете заглянуть на сайт семинара по философии науки. В Жуковском рекомендую попробовать поговорить с профессором нашей кафедры д.ф.н. Зинаидой Александровной Сокулер, если Вы действительно хотите что-то услышать. Желаю успеха. Как я Вам уже говоил, на физтехе я бываю по субботам. Приходите, звоните. Ваш Аркадий Исаакович Липкин
                    • о научной философии (Лупандин [81.195.7.163], 03.10.2005 15:59:47) #
                      Павел! Чтобы использовать студенческое время "более рационально", надо иметь "рацио", т.е. разум. А его-то, как раз и развивают на занятиях философией. Современность здесь ничего не прибавит. Ленин ближе к нам по времени, чем Аристотель, а что толку? Если общество заблудилось в трех соснах (так что уже однополые браки на повестке дня!), то разумнее искать, с какого времени все пошло наперекосяк. А для этого придется углубиться в историю.
                      • о научной философии (Павел [62.205.182.6], 07.10.2005 18:37:43) #
                        Уважаемый Аркадий Исаакович, те ссылки, которые вы перечислили безусловно полезны и это именно то, что нужно. Есть и другие: фр. автор (забыл) "Дао в физике", А.Пуанкаре "Мысли о науке" и т.д. Суть не в этом, а в том, что в обязательной программе на 4-5 курсе всего этого нет! Зато есть Б.Рассел или там 3 тома Дж.Реале, Д.Антисери. А даже если и будет, то на 4-5 курсе слишком поздно - во многом интерес уже утрачен,уже работа, уже спец. предметы... Все это надо на 1-2-3 курсе, когда матан, аналит,выч.мат, общ.физику изучают и когда дейстивтельно хочется что то понять, а не просто взять и посчитать прикладную задачку на компе.
                        • о научной философии (Павел [62.205.182.6], 07.10.2005 18:57:40) #
                          Продолжение... Что касается беседы с З.А.Сокулер, то была такая беседа года два назад. И З.А.Сокулер высказалась в том духе, что изменения должны идти от руководства гум.факультета, а она мол простой преподаватель... Да это и понятно, ведь З.А.Сокулер - чистой воды гуманитарий! Она конечно высококласный специалист и хороший лектор, но, согласитесь, Скворчевский для ФИЗТЕХа более актуален! Ну еще, пожалуй, на счет отсутствия поддержки моими сокурсников отвечу: мы с ними ФИЗТЕХ закончили 3 года назад - потому они меня сейчас и не поддержали:-) Хотя в свое время наш курс был активен в вопросе о преподавании философии и даже составил коллективную просьбу убрать от нас некого ассистента от философии Добронравова (его и убрали, но позже). А вот, второкурсники у которых я семинары веду по физике меня поддержали - в том плане, что на втором курсе им было бы интересно послушать научную философию. Но сослались на нехватку времени! Т.е. если такой курс вводить, то заместо чего-то... Еще хочу ответить Лупандину: Он вот об развитии разума говорит. Неужели же разум именно на истории философии развивается?! Почему же тогда только начиная с четвертого курса?!:-)) А как же жил ФИЗТЕХ до перестройки - когда изучали науч. коммунизм вместо философии?! Мне кажется. что роль истории философии в обучении мыслить Вы слишком преувеличиваете!
                          • о научной философии (Павел [62.205.182.6], 07.10.2005 19:02:15) #
                            В заключение хочется добавить то, что меня искренне радует: разговор завязался!
                            • сайт семинара "современная философии науки" (Павел [62.205.182.6], 07.10.2005 19:11:19) #
                              Может я делаю чего то не так, но в этом разделе нет никакой информации - пустая страничка!
                              • о научной философии (Лупандин [83.237.35.43], 11.10.2005 07:26:56) #
                                Павел! Что для вас значит мыслить? Брать интегралы?
                                • о научной философии (Павел [62.205.182.6], 12.10.2005 12:54:30) #
                                  Мы так утонем в определении слова "мыслить". "Брать интегралы" - причем тут это? Никто в принципе не научит мыслить. Можно научить мыслить абстрактными категориями: математическими, философскими, физическими - и таких граней бесконечно много. Познать все - жизни не хватит. Но на ФИЗТЕХе и не должны изучать все подряд. Кто захочет сменить профиль - для тех есть второе образование. Также и с философией в МФТИ - нужны ее разделы наиболее тесно связанные с проф. предметами. Причем их желательно изучать параллельно с соответствующими разделами физики и математики. Мысль - более чем простая. Мы ж на физтехе полный курс теорверов не проходим и ТФКП полностью не проходим, а по сопромату лишь начальные знания. Но то что мы проходим между собой все согласовано! Представте себе, что образуется у нас кафедра сопромата и будут нас заставлять стеклить чертежи по полной программе! Или дадут нам диффуры на четвертом курсе после общей физики? Нужна поддержка физики со стороны математики - с этим никто же не спорит! Но точно также нужна поддержка математики и физики со стороны философии.
                                  • о научной философии (лупандин [83.237.35.163], 13.10.2005 12:01:49) #
                                    Роль ученого в мире не ограничивается решением дифференциальных уравнений. Современный мир устроен так, что к словам ученых прислушиваются все. И к Вашим, Павел, словам будут прислушиваться и уже прислушиваются. А Вы "боитесь утонуть"! Несолидно как-то.
                                    • о научной философии (A.Lipkin [194.226.55.94], 13.10.2005 20:59:52) #
                                      Во-первых, хочу солидаризоваться с утверждениями В.И.Лупандина. Для того, чтобы рассматривать современные проблемы придется обращаться к истории философии. Кроме того человек, особенно, если он выпускник университета или элитного ВУЗа, должен разбираться не только в своей профессии (не говоря о том, что сегодня через каждые несколько лет часто приходится переквалифицироваться). Этим объясняется мировая практика – студенты-естественники должны пройти и сдать ряд гуманитарных курсов оп истории культуры, философии и т.п. Правда там у студента есть выбор. Это способствовало бы решению поставленной Вами проблемы – кто захотел бы, тот выбрал бы соответствующий курс Но чтобы дать возможность выбирать на физтехе, надо решить очень сложные организационные проблемы. Структура физтеховского образования – к 4-му курсу дать основные базовые курсы по математике, общей и теоретической физике – ведет к сверхплотности занятий. Администрация будет ее решать только под сильным давлением со стороны студентов, какового, как и яркого желания, не наблюдается. Во-вторых, большинство физиков старшего поколения (а возможно и молодежь), т.е. преподавателей физики и математики, весьма подозрительно относятся к философии. Обсуждаемые в философии науки вопросы будут им мешать учить студентов. Основываясь на этом и собственном опыте обучения на физтехе, я бы считал целесообразным отложить предложение этого курса до 4-го курса. Тогда он поможет навести порядок в том, что ускоренно дали на первых трех курсах. Впрочем, этот вопрос надо обсуждать. В-третьих, есть проблема увязки с общероссийскими стандартами образования. Там философия науки отнесена к аспирантуре. Но стоит ли вообще городить сразу столь глобальную перестройку? Я думаю, что Ваших сторонников, Павел, не так много, как Вы думаете. Несколько лет назад я предложил такой курс по выбору, и на него записалось порядка 10 человек. То же показали и проведенные мною заседания семинара «Границы науки XXI в.» (10 - 20 участников). Тех, кого это интересует, можно охватить просто спецкурсом или научным семинаром. Эти варианты можно обсудить, если объявятся желающие.
                                      • о научной философии (Павел [83.102.168.34], 15.10.2005 22:29:28) #
                                        Кстати, годовой доп. курс по философии физики на ФАЛТе уже 2-ой год читается (перподаватель не из физтеха, а все это проводится под эгидой кафедры физики ФАЛТ). И на него ходит человек 50 с разных курсов, в том числе и преподаватели физики. Это говорит о востребованности (50ч. из 300 - это много!)Но, к сожалению, многие перво,второ, третье-курсники не могут его посещать - нет времени. А вот если бы его узаконить, как основной курс вместо истории философии, и все же найти место для него именно на младших курсах, то это было бы большое дело! Ведь на младших курсах есть такие предметы, как история, социология и прочие гум. курсы. Они не требуются для изучения физики/математики и их можно перенести на 4,5 курс. Тогда все решается! Как вы на это смотрите? А то что это сложно спланировать, так всегда сложно... Чем сложнее, тем интересней! Думаю, в лице сотрудников кафедры физики ФАЛТ (да и в Долгопрудном) вы в этом найдете поддержку. Ведь, наша кафедра физики уже сама это начала организовывать и прямо рекомендует посещать данный курс для подготовке к ГОСу по физике третьекурсникам! Конечно, потребуется радикально изменить программы преподавателей кафедры философии...
                                        • о философии (Виталий [159.93.112.85], 24.10.2005 14:58:50) #
                                          Я тоже физик (не из физтеха), а тема столь интересна, что я тоже решил высказаться по вопросу, затронутому Павлом. Занимаясь физикой, я тем не менее соглашусь с философами. Человеку, обучаемому в некотором смысле ремеслу (диффурам, интегралам) нужно (да и интересно) именно овладевать этим ремеслом, "ботать", а не забивать себе голову рефлексией над его основаниями. Ведь большинству придется именно зарабатывать себе кусок хлеба именно ремеслом, философские же аспекты предоставить "хозяину". Кстати, нужен ли огромный объем информации по прикладной физике и математике для программирования или работы "гастарбайтером" за границей, а то и вовсе ... переквалификации -- вопрос тоже философский. Тут нужна и социология, и история, и прочие "гум. науки", хотя бы. чтобы осознать свое место в мире и на рынке труда. Ну, а вот уже тем, кто идет в ученые, в аспирантуру, им без философии науки не обойтись, ученый-ремесленник -- это уже скверно...
                                          • Ответ Виталию (Павел [195.14.55.6], 24.10.2005 22:14:36) #
                                            Мне кажется, что ваша позиция весьма противоречива и требует пояснений. Ну, например, первое ваше высказывание направлено против философии (в том числе и научной) - "Человеку, обучаемому в некотором смысле ремеслу (диффурам, интегралам) нужно (да и интересно) именно овладевать этим ремеслом, "ботать", а не забивать себе голову рефлексией над его основаниями. Ведь большинству придется именно зарабатывать себе кусок хлеба именно ремеслом, философские же аспекты предоставить "хозяину". Действительно, во многом (хотя не во всем) интегралы и диффуры - это для ФИЗТЕХа ремесло, с помощью которого он должен творить в области физики, инженерных приложений и т.д. Но я не согласен, что Физтех - ремесленник! Место для творчества огромно, причем и в философских вопросах связанных с физикой. Поэтому "рефлексия по поводу основ физики и математики" важна! А вот последние ваши высказывания противоречат превым - "Ну, а вот уже тем, кто идет в ученые, в аспирантуру, им без философии науки не обойтись, ученый-ремесленник -- это уже скверно..." Но только что вы были за ученого ремесленника! Как видите, вас сложно понять... А с одной фразой я категорически не согласен! Цитирую - "Кстати, нужен ли огромный объем информации по прикладной физике и математике для программирования или работы "гастарбайтером" за границей, а то и вовсе ... переквалификации -- вопрос тоже философский." Для этого может и не нужен! Но у ФИЗТЕХа нет задачи готовить человека только для программирования или работы "гастарбайтером" за границей, а тем более для переквалификации! Если такая дурацкая ситуация в стране сложилась, то это не значит, что ФИЗТЕХ должен прогнутся под временную коньюктуру! Представим себе аналогичную ситуацию в каком нибудь ВУЗе иньяза: а вдруг будущий переводчик захочет стать физиком! Не плохо бы тогда подстраховаться и ввести курс физики, урматов и т.д. в иньязе! Это же абсурд!!! Согласен с тем, что: "Тут нужна и социология, и история, и прочие "гум. науки", хотя бы. чтобы осознать свое место в мире и на рынке труда." Так я и не предлагаю их отменять, а только предлагаю их перенести на старшие курсы, где как раз и принимаются решения о специализации, выборе места в жизни и т.д. Так что за позицию вы представляете и с кем вы согласны?!
                                            • ответ Павлу (Виталий [159.93.112.85], 25.10.2005 11:29:14) #
                                              Уважаемый Павел! Я никак не хочу критиковать ваш ВУЗ, который и в самом деле замечательный и передовой, лучший по своему направлению. Я также согласен и с тем, что в моем посте могли быть противоречия, и я постараюсь их разъяснить. Окончание любого ВУЗа не делает еще человека ученым, ни по подготовке, ни по мировоззрению. Оно делает "дипломированным специалистом". Большинство все-таки зарабатывает себе на жизнь, компьютером ли, паяльником... Да так и должно быть. Это ремесло, в хорошем смысле этого слова. А вот является ли умение интегрировать и дифференцировать мерилом ума и гарантом успеха в жизни, чтобы это осознать человеку нужна, скорее, культурология. Ученый, это по крайней мере кандидат наук, аспирант, человек выполнивший самостоятельное научное исследование, где его вклад основной. А уже чтобы вносить вклад в науку, нужно знакомство с ее основаниями, философией. Но вот в отношении "научной философии" как дисциплины -- если Вы сможете сформулировать ответ на вопрос "что является предметом научной философии", то я убежден, что и физики и философы Вас поддержат!
                                              • о научной философии (Lipkin [194.226.55.79], 29.10.2005 07:46:19) #
                                                ·Мне представляется, что Виталий во многом прав: “Узкий специалист подобен флюсу» (Козьма Прутков), что опасно и для специалиста и для общества, особенно во «время больших перемен», в котором мы с Вами живем. Сегодня надо быть готовым в очень широком диапазоне, готовым к кардинальным изменениям в своей деятельности. Я не уверен, что это равно «прогибаться». Но читая реплику Виталия, я думал о ФОПФе – самом элитно- физическом в прошлом факультете, в котором сегодня большинство аспирантов занимается программированием, а большинство студентов готовит себя к менеджменту в науке. ·Глубокоуважаемый Павел, Я рад узнать, что на ФАЛТе читают философию науки студентам (интересно кто?), но ее нельзя понять без хотя бы ряда основных концепций философии, адекватная форма изложения которых – история философия. Если же учесть, что для глубокого понимания философии естественных наук надо иметь какие-то представления о гуманитарных, то мы получим уже существенную часть того, что входит в читаемую на физтехе историю философии (см. обновленную первую главу учебника по философии науки, которую постараемся поместить в ближайшие дни). Кроме того, выпускник элитного ВУЗа, тем более университета должен уметь мыслить широко. Что касается нововведений в программе, то 50 человек на необязательных лекциях по философии науки – это много, это веский аргумент, но я не уверен, что это позиция большинства. Не вижу активной поддержки Вашей позиции среди масс. Во всяком случае серьезные перемены в расписании и программе по e-mail не решаются. ·А вот устроить серьезный научный семинар по философии науки в Интернет-пространстве можно попробовать, тем более, что площадка для этого на нашей кафедре (в «Центр философии и истории науки») уже есть. Интересно, что входит в список видимых Вами «философских вопросов связанных с физикой»? Этот вопрос обращен и к Виталию и ко всем заинтересованным лицам. Павел, мне интересно какие вопросы Вас заинтересовали в оглавлении американской философии науки?
                                                • о философских вопросах (Виталий [proxy-1.jinr.ru], 01.11.2005 12:47:40) #
                                                  Как человеку, занимающемуся научной деятельностью практически, наиболее интересными мне представляются вопросы, наименее освещенные отечественной методологической мыслью, зато хорошо прорабатываемые зарубежной. В Вашем американском курсе, например, присутствует пункт, переведенный как "человекоразмерная эпистемология", полагаю, что это "social epistemology", которуя в последнее время переводят как "социальная". У нас ей только начинают заниматься. Собственно, вопросы, которые я считаю актуальными: наука и ценности, социальная детерминированность научного знания, наука и религия (включая ценностный аспект), научное знание и истина. Я не убежден в эффективности серьезного лишь интернет-обсуждения, ведь если исключить личность человека из обсуждения -- что-то теряется (кстати, Полани, личностное знание...), а вот если бы переписка вылилась в некое заседание семинара, этакая "двухэтапная схема", что-ли...
                                                  • о научной философии (Павел [83.102.168.34], 02.11.2005 23:53:35) #
                                                    Лекции читал некто Суханов, не знаю читает-ли он в этом году, но, вроде, объявления видел в начале сентября. По поводу интересующих вопросов по американским программам - практически все: “Философия науки. Центральные проблемы” 1. Наука и псевдонаука 2. Индукция, предсказание и подтв-е (evidence) 3. Приближение Байеса 4. Модели объяснения 5. Законы природы 6. Редукция теорий 7. Эмпиризм и научный реализм + ”Введения в филоофию науки” (Питтсбург) 17 Научное объяснение 18 Подтверждение научных гипотез 19 Реализм и природа теорий 20 Изменения в науке 21 Философия пространства и времени 22 Детерминизм в физике 23. Философия биологии 24. Философия медицины 25. Философия психологии 26. Человекоподобная эпистемология: вычисления, искусственный интеллект и фил-я науки 27. Философия социальных наук В чем цели науки? Какова роль наблюдения и эксперимента в получении научн знания? Как ученые подтверждают свои утверждения? Что такое научное доказательство? (Что такое научный закон?) Сущ-ют ли методы научного открытия? Как научное знание прогрессирует (advance) и растет? В этой программе привлекают четко сформулированные задачи, необходимые именно физикам
                                                    • о научной философии (Павел [83.102.168.34], 03.11.2005 00:04:33) #
                                                      По поводу отсутствия поддержки моего предложения. Я бы сказал так: на физтехе нет интереса к философии вообще и наглядное тому доказательство - нулевая активность студентов мфти на философском форуме. Думаю, что сегодняшний метод преподавания просто отбивает какой-либо интерес к этой теме. Именно нововведения могут этот интерес увеличить. Можно, наконец, провести анкетирование на одной из лекций по философии - только вопросы надо корректно ставить, чтоб не получилось, что спрашивают про одно, а отвечают про другое.
                                                      • о научной философии (A. Lipkin [194.226.55.79], 08.11.2005 08:05:06) #
                                                        Виталий, поддерживаю Вашу двухэтапную схему. Ее можно легко осуществить в рамках научного семинара по философии науки при Центре философии и истории науки МФТИ (см. сайт кафедры), два заседания которого прошли весной. Их заседания целесообразно проводить в Москве, в РГГУ (м. Новослободская), а стенограмму или резюме (как получится) вывешивать на сайте. Обсуждаемые темы, зависят от участников. Вопросы Ваши и Павла годятся, и я готов их обсуждать, в случае Вашей и Павла заинтересованности. Некоторые из моих коллег меня поддержат. Думаю, найдутся и другие заинтересованные лица на кафедрах философии не только МФТИ и РГГУ (где я тоже преподаю). Павел, а что Вы по этому поводу думаете?
                                                        • о научной философии (Виталий [proxy-1.jinr.ru], 09.11.2005 20:22:10) #
                                                          Павел предложил безусловно очень интересный круг вопросов для обсуждения, единственное замечание -- круг их уж очень широк. Я, например, не представляю как один и тот же семинар обсуждает все эти проблемы, от демаркации до философии медицины и социальных наук, даже если это были бы разные заседания. Нет же у физиков семинаров, скажем, по "конденсированным средам и астрофизике"... Потом, чтобы охватить всю философскую проблематику нужен даже не семинар, а прослушать несколько курсов лекций где-нибудь на философском факультете, книжки почитать. Вообще, у нас физиков, естественников в целом, есть такое представление, что если для изучения, скажем, "нашей науки" нужны годы упорного труда, занятий, учебы, то в чужом дискуссионном поле, скажем, философском, как наиболее излюбленном нами для упражнений, можно "методом кавалерийского натиска" решить все мировые проблемы. Ничего там "с ходу" не решить. Более того, представляется, что невозможно переделать курс философии так, чтобы им заинтересовалось много физиков, как, скажем, нельзя переделать курс физики или читать его так, чтобы им заинтересовалось много экономистов или юристов. Поэтому стоило бы, наверное, определить достижимые цели и задачи семинара. Если он научный, то на нем, видимо, должны представляться некоторые претендующие на новизну результаты, обобщения. Может быть, если Павел выберет более узкий круг тем (для начала) и определится докладчик(и), желающие по этим темам высказаться...
                                                          • о научной философии (A.Lipkin [194.226.55.84], 13.11.2005 18:07:06) #
                                                            · Виталий, речь не идет ни о "методе кавалерийского натиска", ни о том чтобы решать «с ходу» «все мировые проблемы». Но если Вас эти вопросы интересуют настолько, что Вы готовы тратить на это время, то я и некоторые мои коллеги готовы с Вашим и Павла участием эти проблемы обсудить всерьез на предлагаемом научном полидисциплинарном семинаре, т.е. рассмотреть их постановку на надлежащем уровне (сможем ли продвинуться в их решении – вопрос отдельный). Тонкости я объяснять не буду, поскольку хороший полидисциплинарный научный семинар – это очень сложное действо. Вести его – искусство, которым я владею в степени достаточной, чтобы надеяться на успех мероприятия. Подобный семинар по философии науки с участием молодых и немолодых ученых мне представляется интересным. Двух заинтересованных молодых ученых для начала подобного семинара считаю достаточным. Если Вас и Павла это заинтересует настолько, что вы готовы потратить на это время, то я готов попробовать. Обсуждать, стоит ли вести такой семинар, как это делать, и что из этого получится, считаю бессмысленным занятием! Всего хорошего. Ваш. А.И.Липкин
                                                            • о научной философии (Виталий [159.93.112.85], 14.11.2005 13:19:05) #
                                                              Уважаемый Аркадий Исаакович! Я вовсе не сомневался в целесообразности предложенного Вами семинара, просто высказал мнение по поводы широты тематики. Меня лично интересует возможность участия в семинаре, хотя я и не слишком "молодой ученый" (стаж работы в ОИЯИ 11 лет, нс). Поскольку методологией интересуюсь давно, я всегда по возможности участвовал (в качестве слушателя) в подобных семинарах (была у нас раньше даже конференция "Наука, Философия, Религия"), к сожалению сейчас почти все это здесь "заглохло". Поэтому если такой семинар состоится, мне было бы интересно участвовать в нем во-первых, в качестве слушателя, и во-вторых, по некоторым вопросам (по тем о которых писал) мог бы участвовать в дискуссии. Разве что в вопросе преподавания ФН в МФТИ я уж совсем некомпетентен...
                                                              • По поводу семинара (Павел [83.102.168.34], 23.11.2005 13:05:53) #
                                                                В целом, я согласен принять участие в живом семинаре, лишь бы согласовать его программу и время проведения. Хотя, считаю, можно провести и через интернет конференцию - не вижу в этом ничего плохого! В этом случае есть запас по времени, можно лучше аргументировать свои ответы, погасить не нужные эмоции и т.д. Что касается кавалерийских наскоков, то в самих философских проблеммах наверно я менее компетентен, чем остальные участники. Меня в основном интересовали особенности преподавания философии на ФИЗТЕХе. И вопросы, которые я перечислял ранее, относились именно к предполагаемому учебнику научной философии для МФТИ. Не согласен, что быстро нельзя его написать! Такие учебники уже созданы, например, в США. Можно взять их за основу и потом после апробации подкорректировать. Я так и не понял - какова программа предлагаемого семинара? Если по поводу преподавания философии (особенно научной) в МФТИ (шире - в тех. ВУЗах России), то может имеет смысл провести некоторое анкетирование среди студентов, что бы иметь с ними обратную связь и уже с ее учетом обсуждать что либо на семинаре? Вопросы анкетирования можно выработать пряму тут, в форуме.
                                                                • о научной философии (Виталий [159.93.112.85], 05.12.2005 12:05:21) #
                                                                  Вообще, тему семинара можно как нибудь так и обозначить: О требованиях к курсу истории и философии науки. Каждый мог бы сказать о своем видении: Вы, Павел, например, как выпускника Физтеха, я -- как научный работник, преподаватели -- о своем, студенты -- о своем. Какой он должен быть, что давать, как давать и т.д. Может, в итоге и свой курс напишем (шутка). Вообще, конечно как это все пойдет зависит от Аркадия Исааковича.
                                                                  • о научной философии (A.Lipkin [194.226.55.83], 03.01.2006 16:17:07) #
                                                                    Всех участников дискуссии поздравляю с Новым годом и желаю удачи и счастья! До встречи на семинаре, о котором будет сообщено. Искренне Ваш А.И.Липкин
                                                                    • плохое расписание (Kirill [213.167.50.2], 01.02.2006 00:42:21) #
                                                                      А почему на 4-м курсе в этом году не читает Константин Анатольевич Скворчевский? Это ошибка в расписании, или кафедра не хочет, чтобы студенты знали материал?
                                                                      • RE: плохое расписание (Храмов Олег (hramov@ru.ru) [81.211.38.202], 03.02.2006 20:34:53) #
                                                                        Нет, это не ошибка в расписании. К сожалению, Константин Анатольевич оказался перегруженным преподавательской работой. Раньше по субботам ему приходилось читать лекции и вести семинары на протяжении 9 часов без перерыва. Уверяю Вас, это очень тяжело. Поэтому кафедра решила передать часть курсов К.А. Скворчевского другим преподавателям. Мы надеемся, что качество их преподавания позволит студентам "знать материал". А наслаждаться лекциями Константина Анатольевича Вы сможете на 5 курсе и в аспирантуре.
                                                                        • Вопрос (Биндюк Александр, uliss@tst.ru [217.23.128.143], 23.03.2006 02:56:44) #
                                                                          Как связаться с Илларионовым С.Н. Пожалуйста отпишите на мой мэйл. Он работал на кафедре философии...
                                                                          • Ответ к сообщению "Лупандин 01.09.2005 09:42:09" (Владимир [217.67.117.64], 06.04.2006 23:35:57) #
                                                                            Меня удивляет мнение философа о том, что "однополые браки" -- это что-то не туда человеческая цивилизация зашла. Особенно в контексте того, что институт брака вообще на грани вымирания. Может, Вы знаете, КУДА надо заходить?
                                                                            • о научной философии (A.Lipkin [194.226.55.77], 21.04.2006 23:59:25) #
                                                                              Приглашаю на заседание научного семинара по философии науки 13 мая в 15.30 на каф.философии МФТИ Тема "Что такое философия науки". Желающих принять участие в работе семинара просим прислать кординаты по кафедральному e-mail <phil@fizteh.ru> или позвонить на каф. (408 4681), чтобы иметь обратную связь если возникнут какие-то изменения. Ваш Аркадий Исаакович Липкин
                                                                              • семинар (В [proxy-1.jinr.ru], 22.04.2006 20:13:32) #
                                                                                А если не секрет, какие предполагаются доклады и участники. И будет ли семинар открытым для слушателей не из МФТИ?
                                                                                • семинар (A.Lipkin [194.226.55.72], 27.04.2006 06:53:46) #
                                                                                  Семинар открыт для внешних участников, но надо позвонить по указ тел (408 4681) и записаться, чтобы пустили на вахте Участники - сотрудники кафедры, читающие курсы по философии науки (и имеющие два образования): Вл.П.Визгин, А.И.Липкин, А.А.Печенкин, О.С.Храмов, В.Д.Эрекаев и др. Будет обсуждение темы, а не доклад.
                                                                                  • семинар (A.Lipkin [194.226.55.83], 27.04.2006 07:15:11) #
                                                                                    Добавление: Чтобы "войти в тему", рекомендую посмотреть также http://www.philosophy.fizteh.ru/centerphilandhist/f_132mvz/ http://www.philosophy.fizteh.ru/uchebnikonline/ и программы и вопросы к читаемым курсам, хотя это все контекст. Говорить участники будут другое.
                                                                                    • семинар (A.Lipkin [194.226.55.83], 27.04.2006 07:19:02) #
                                                                                      Забыл главную ссылку по теме http://www.philosophy.fizteh.ru/centerphilandhist/f_1uqono/philsci/
                                                                                      • Семинар (A.Lipkin [194.226.55.75], 14.05.2006 08:58:20) #
                                                                                        Заседание семинаара 13 мая состоялось. Подробности появятся через некоторое время на сайте "Семинар по философии науки" http://www.philosophy.fizteh.ru/centerphilandhist/f_1uqono/ Следующее заседание планируется на 9 июня.
                                                                                        • Вопрос (Анатолий [62.118.80.132], 23.05.2006 16:13:25) #
                                                                                          Подскажите, пожалуйста, где в ЛК расположена кафедра философии?
                                                                                          • Вопрос (AL [194.226.55.78], 25.05.2006 06:18:43) #
                                                                                            Справа от актового зала
                                                                                            • литература (Виталий [159.93.112.85], 26.05.2006 17:58:31) #
                                                                                              А не знаете ли Вы, издано ли что-нибудь из этой новой литературы (например, Галисон) на русском языке, или хотя бы имеется ли в оригинале в доступе. В интернете (нашем) кажется ничего нет.
                                                                                              • литература (A.Lipkin [194.226.55.79], 30.05.2006 07:45:54) #
                                                                                                К сожалению, нет. Большинсиво из названного отсутсивует даже в российских центральных библиотеках. Кто-то, что-то имеет в личной библиотеке.
                                                                                                • семинар (Виталий [proxy-1.jinr.ru], 14.06.2006 20:16:07) #
                                                                                                  как ваш последний семинар, будет о нем информация ?
                                                                                                  • семинар (A.Lipkin [194.226.55.84], 29.06.2006 07:20:20) #
                                                                                                    Следите за подсайтом кафедры философии: "Семинары Центра философии и истории науки. Семинар по философии науки" Заседание от 13 мая там есть. Следующее, возможно, состоится 29 июня, но соответствующий текст появится уже после летних отпусков
                                                                                                    • семинар (Виталий [proxy-1.jinr.ru], 05.07.2006 13:13:26) #
                                                                                                      Аркадий Исаакович, как я понимаю, многие из участвующих в Вашем семинаре, имеют базовое ественнонаучное образование. А как они "пришли" формально в философию -- пришлось ли им сначала заканчивать аспирантуры в философских институтах, или здесь нет единого "алгоритма" ?
                                                                                                      • семинар (A.Lipkin [194.226.55.84], 23.07.2006 23:21:15) #
                                                                                                        Да, самый простой путь из науки в профессиональную философию науки -защита соответствующей диссертации. Если это Вас интересует всерьез, то можете связаться со мной в сентябре.
                                                                                                        • Реферат по философии (Зингиревич Станислав, 293 гр [217.67.117.64], 11.11.2006 01:55:52) #
                                                                                                          Аркадий Исаакович, мы с Вами разговаривали в Пт на лекции. я хочу подготовить реферат на тему "Смерть". Вы сказали, что можете посоветовать философа.
                                                                                                          • научная философия (Шпаков А.А. [217.10.38.41], 12.03.2007 22:21:20) #
                                                                                                            Ребята! Кто удалил мое сообщение? Ответить слабо?
                                                                                                            • РЕ: научная философия (Храмов Олег [85.192.48.54], 15.03.2007 17:09:49) #
                                                                                                              Ваше сообщение удалил я. У меня есть такое право, поскольку я являюсь сотрудником кафедры и модератором комментариев.
                                                                                                              • Научная философия. (Шпаков А.А. [217.10.38.41], 02.04.2007 21:26:00) #
                                                                                                                Когда я был пацаном, мне дали утопить щенят. Я их утопил. А повзрослев, и вот до седин я ужасаюсь и каюсь по поводу свершенного. Да простит меня Бог. НЕ произошло бы того же с Вами Олег.
                                                                                                                • О философии и науке (Храмов Олег [85.192.55.7], 10.04.2007 00:43:20) #
                                                                                                                  Уважаемый Шпаков А.А.! Если Вы желаете продолжить эту дискуссию в конструктивном ключе, то предлагаю делать это не на этой площадке. Возможность оставлять комментарии здесь существует для того, чтобы посетители нашего сайта, и прежде всего, студенты и аспиранты учащиеся на нашей кафедре, высказывали свое мнение по поводу учебного процесса. Согласитесь, Ваше сообщение никак не соответствовало назначению этого раздела, а также находилось вне канвы, возникшей здесь беседы. Поэтому я его удалил. Если Вы хотите изложить свою позицию по тем вопросам, которые Вы считаете философскими, то можете воспользоваться нашим форумом или написать письмо на phil@fizteh.ru, - я обязательно это письмо увижу и отвечу Вам. Не обижайтесь, ведь порядок необходимо поддерживать даже здесь.
                                                                                                                  • связаться с теми, кто интерисуется философией науки (Алексей [proxy.dsu.dp.ua], 05.12.2007 12:51:25) #
                                                                                                                    Я являюсь студенткой философского факультета. Меня интерисует проблема пониямания понятия истины Томасом Куном. Не знаете ли вы, кто из современных философов занимался этим вопросом. P.S.: извините, что врываюсь в Ваш разговор!
                                                                                                                    • взаимодействие, сотрудничество (Лаврентьев Александр Сергеевич [78.37.177.227], 07.04.2008 23:07:52) #
                                                                                                                      Приглашаю принять участие в обсуждении материалов "независимого образовательного проекта" ("Школьная Лаборатория Метафизических исследований") www.driz.spb.ru Замечания, соображения и пр. можно размещать на Форуме сайта, в выражениях можно не стесняться
                                                                                                                      • Контакт (Шкатула Сергей [89.178.104.16], 13.05.2008 02:54:27) #
                                                                                                                        Лупандин И.В. пожалуйста вышлите мне на почту свои контакты) shkatulas@mail.ru
                                                                                                                        • Запрос контакта (Студент 5кур [10.55.100.109], 10.11.2008 01:51:52) #
                                                                                                                          Ув. сотрудники кафедры, к вам просьба: вышлите, пожалуйста e-mail Коцюбы Вячеслава Ивановича на sandwhale@yandex.ru, он на лекции в субботу лично предлагал с ним списаться.
                                                                                                                          • Липкин А.И. (Василевич А.Ф. [46.138.70.142], 22.08.2011 15:01:33) #
                                                                                                                            Прошу Вас помочь отправить вопрос Липкину Аркадию Исааковичу. К сожалению вопрос длинный, и я хотел бы отправить его по эл. почте Мой адрес: avasilevich@yandex.ru Спасибо
                                                                                                                            • возражение Виталию (Дед Мороз [77.95.203.106], 23.08.2012 15:59:03) #
                                                                                                                              Вы сказали о примате культурологии над... методологией науки. Это уже не проблема. Потому что культурология сворачивается как метод перед и после ошибки. В культурологии нет метода исправления ошибки.
                                                                                                                              • перевод Opus Majus (Смирнов Михаил [cev75-1-81-57-14-95.fbx.proxad.net / 81.57.14.95], 14.04.2013 13:41:53) #
                                                                                                                                Здравствуйте. Будьте любезны, сообщите e-mail вашего коллеги Лупадина В.И. Адрес необходим для обсуждения некоторых вопросов, возникших у нас при знакомстве с переводом Р.Бэкона. Спасибо, Смирнов М.Б., профессор физического факультета СПбГУ
                                                                                                                                • перевод Opus Majus (Смирнов Михаил [cev75-1-81-57-14-95.fbx.proxad.net / 81.57.14.95], 14.04.2013 13:45:02) #
                                                                                                                                  Забыл сообщить. Мой адрес smirnomb@rambler.ru
                                                                                                                                  • Что такое истина? (Ивентьев С.И. [178.205.22.81], 12.11.2016 14:17:09) #
                                                                                                                                    «Под истиной следует понимать Божественную, духовную и материальную (физическую) информацию (энергию), критерием которой выступают душа и дух человека. При этом под духом человека понимается эманация Бога, а не сознание или что-то другое. Чтобы понимать о какой информации идёт речь, необходимо обратиться к нашим работам «Наш Бог-Творец» и «Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека» и другим [3,4]. Эту концепцию истины можно назвать энергоинформационной теорией истины, автор которой считает, что «Бог – это Аксиома, принимаемая в рамках теории прав человека за Истину, без необходимости доказывания» [3,с.5]». Ивентьев С.И.Истина. – Казань, 2015. – 250с. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://samlib.ru/i/iwentxew_s_i/istina1.shtml http://econf.rae.ru/article/10254